Предмет и метод предпринимательского права

Предпринимательское право полностью самостоятельная отрасль, поэтому у нее имеется предмет и метод. Под предметом понимаются общественные отношения в сфере осуществления субъектами хозяйственной деятельности, которая направлена на получение прибыли. Такие отношения носят наименование хозяйственных. Их можно разделить на две категории.

  • Первая – отношения между предпринимателями, и вторая – между государственными органами и предпринимателями.
  • Ко второй группе относятся отношения, при которых государство оказывает воздействие на предпринимательскую деятельность, например, отношения по регистрации гражданина в качестве предпринимателя или при инициации банкротства.

Предпринимательское право регулирует только такие общественные отношения, целью которых является извлечение прибыли.

Под методом понимают разнообразные правила и способы воздействия на регулируемые общественные отношения. В предпринимательском праве используется сразу несколько методов воздействия. Это обусловлено тем, что правоотношения, регулируемые предпринимательским правом, носят не только горизонтальный, но и вертикальный характер. Соответственно государство применяет императивные методы.

Специфическим для Предпринимательского права является метод согласования. Он заключается в том, что субъект вправе самостоятельно решить любой вопрос, а во взаимодействии с другим субъектом, он согласовывает свое решение. Также применяются методы рекомендаций и запретов. При методе рекомендаций один из субъектов дает советы и рекомендации другому.


Принципы предпринимательского права
Внесудебные формы защиты прав предпринимателей